X

RU

UZ
RU

23 января, четверг

Новости

Конституционно-правовое регулирование цифровизации государственных услуг в Узбекистане
Конституционно-правовое регулирование цифровизации государственных услуг в Узбекистане

В эпоху стремительного развития технологий государства всё чаще обращаются к цифровизации государственных услуг как к ключу к повышению эффективности, доступности и удобства для граждан.
В Узбекистане этот переход к цифровой форме предоставления государственных услуг активно регулируется на уровне его основного правового документа — Конституции, что заложило прочные основы для развития современного государственного управления.
Принятие значительных для страны стратегий и концепций, такие как «Цифровой -Узбекистан-2030» и «Узбекистан-2030», является важным шагом для совершенствования системы цифровизации. В рейтинге E-Government Development Index Узбекистан поднялся с 100 на 87 место.
Кроме того, Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» определяет комплексные меры по ее эффективной реализации.
В течении 3 лет с 2020-2023 год было осуществлвено следующее:
- внедрение 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в различных сферах социально-экономического развития регионов;
- организация обучения 587 тысяч человек основам компьютерного программирования, в том числе путем привлечения 500 тысяч молодых людей в рамках проекта «Один миллион программистов»;
- внедрение 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики;
- закрепление в регионах соответствующих высших учебных заведений для повышения цифровой грамотности и навыков хокимов, сотрудников государственных органов и организаций, обучения их информационным технологиям и информационной безопасности, а также обучение информационным технологиям 12 тысяч их работников.
Кроме того, Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии «Узбекистан – 2030» определил цели и задачи для осуществления на предстоящий период в сфере государственного управления.
Во-первых, предусмотрено внедрение системы «Сервисное государство» для населения путем расширения масштаба цифровизации государственных услуг, устранение бюрократических процедур в отношениях между гражданином и государством.
Во-вторых, создание необходимых условий для участия общественности в деятельности местных Кенгашей, широкое вовлечение институтов гражданского общества, поэтапная цифровизация их деятельности является одним из шагов к децентрализации государственной власти.
В-третьих, дальнейшее повышение роли палат Олий Мажлиса и политических партий в строительстве Нового Узбекистана путем перехода к полной цифровой трансформации процессов работы парламента и его органов, в том числе 100-процентная цифровизация процессов принятия и обнародования решений.
Необходимо отметить, что цифровизация государственных услуг представляет собой процесс перехода от традиционных форм предоставления государственных услуг к их электронной или цифровой форме.
В нашей стране этот процесс активно поддерживается на конституционном уровне с учетом следующих ключевых аспектов:
1. Право на получение информации и свободный доступ
к ней. Статья 33 Конституции Узбекистана гарантирует гражданам право на получение информации, а также свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации законными способами. Это означает, что государство обязано предоставлять гражданам доступ к информации
о государственных услугах через цифровые каналы связи.
2. Защита частной жизни и личных данных. Статья 31 Конституции Узбекистана гарантирует защиту частной жизни, личной и семейной тайны, почты, телефонных переговоров
и других сообщений. Поэтому при цифровизации государственных услуг важно соблюдать принципы конфиденциальности и защиты персональных данных граждан.
3. Разработка специальных законодательных актов. На уровне законодательства в Узбекистане активно разрабатываются специальные законы, регулирующие цифровизацию государственных услуг. Например, закон «О государственных услугах» устанавливает общие принципы и порядок предоставления государственных услуг, включая их цифровую форму.
Таким образом цифровизация государственных услуг предоставляет ряд значительных преимуществ как для государства, так и для граждан страны:
Первое, повышение эффективности: Цифровизация позволяет ускорить процессы предоставления государственных услуг и сократить бюрократическую нагрузку.
Второе, повышение доступности: Электронные сервисы доступны гражданам круглосуточно из любой точки страны.
Третье, экономия времени и ресурсов: Использование цифровых технологий позволяет сократить затраты на бумажную документацию и время на посещение государственных учреждений.
Четвертое, улучшение прозрачности и контроля: Цифровизация делает процессы предоставления государственных услуг более прозрачными и доступными к анализу данных.
Можно с уверенностью сказать, что цифровизация государственных услуг в Узбекистане не только обеспечивает более эффективное и удобное предоставление государственных услуг, но и укрепляет доверие граждан к государственным органам. Благодаря конституционно-правовому регулированию этот процесс развивается в строгом соответствии с основными принципами правового государства и защиты прав и свобод граждан.

Закир Абдуллаев
Главный научный сотрудник
Института законодательства и правовой политики
при Президенте Республики Узбекистан

Другие новости